Фото: stroi.mos.ru

Как Москва приросла новыми территориями

Ровно шесть лет назад, летом 2012 года, столица приросла территориями к юго-западу от МКАД. Частью города стали 148 тысяч гектаров земли, получивших название Новая Москва. Как происходил процесс расширения столицы, что сделано, а что еще предстоит сделать на присоединенных территориях?  

Главной причиной расширения Москвы стало центростремительное развитие города, не отвечавшее потребностям времени. Это приводило к усугублению транспортной ситуации, что с учетом постоянно растущего населения столицы могло в итоге привести к полноценному транспортному коллапсу.  

Расширение Москвы предполагало реализацию новой градостроительной политики, в результате которой в городе, вместо одного, появилось бы несколько центров деловой активности. Как показывает практика, реализация подобной полицентрической модели развития позволяет решить транспортные проблемы города и обеспечить его сбалансированное развитие.  

Для расширения столицы было выбрано юго-западное направление. Решение диктовалось оптимальным расположением этой территории, а также довольно слабой ее урбанизацией: к 2012 году там проживало около 250 тысяч человек. Слабая заселенность этой территории давала максимум возможностей и вариаций по ее дальнейшему планированию. 

Первая детальная карта присоединенных территорий была опубликована в августе 2011 года. В состав Москвы включались целиком территории 21 муниципального образования: сельские поселения Сосенское, Воскресенское, Десеновское, Внуковское, "Мосрентген", Кокошкино, Рязановское, Роговское и другие, городское поселение Московский, городские округа Троицк и Щербинка, а также несколько отдельных площадок в Красногорском и Одинцовском районах Московской области.

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Самыми крупными населенными пунктами, присоединенными к Москве, стали наукоград Троицк с населением порядка 40 тысяч человек, город Щербинка – 32 тысячи и Московский – 18 тысяч. Вошедшие в состав столицы муниципальные образования сохраняли свои наименования и границы, структуру органов местного самоуправления, источники доходов и муниципальное имущество.  

Кроме того, Москва в полной мере сохранила права владельцев дачных участков, находящихся на присоединенных территориях. Мнения дачников стали обязательными при решении вопросов развития вошедших в состав столицы муниципальных образований.  

Расширение городских границ было одобрено Мосгордумой в декабре 2011 года. До момента официального вхождения присоединенных территорий в состав столицы был установлен переходной период, в течение которого осуществлялись необходимые правовые, организационные и прочие мероприятия.  

Официально Москва увеличилась в 2,4 раза 1 июля 2012 года. В городе появилось два новых административных округа – Троицкий и Новомосковский (ТиНАО). Для их управления и развития в правительстве города был создан отдельный департамент. Так в составе столицы появилась Новая Москва.  

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Но оформить присоединение территорий к столице еще недостаточно, не менее важно – выработать долгосрочную стратегию их развития и включения в общее городское пространство. С этой целью в 2015 году правительством Москвы были утверждены территориальные схемы присоединенных территорий, а в марте прошлого года городская дума одобрила изменения в Генплан столицы, касающиеся развития Новой Москвы. На основе этих документов присоединенные территории будут развиваться до 2035 года. 

Генплан предусматривает развитие города по полицентрическому принципу. Это предполагает создание в Троицком и Новомосковском округах новых точек роста и притяжения, которые станут альтернативой нынешнему центру Москвы. Точки роста – это сочетание деловой, социальной и жилой функции, наличие всей необходимой транспортной инфраструктуры.  

Предполагается, что население Новой Москвы вырастет до 1,5 миллиона человек. Причем большая часть из них будет работать в ТиНАО, что позволит предотвратить появление так называемой маятниковой миграции, когда люди перемещаются утром в центр города, а вечером едут обратно, создавая большую нагрузку на улично-дорожную сеть.  

Для реализации деловой функции на присоединенных территориях уже несколько лет активно создают рабочие места. В 2012 году в Троицком и Новомосковском округах было всего лишь 85 тысяч мест приложения труда. Спустя два года их количество выросло до 123 тысяч, еще через два года – до 171 тысячи. Благодаря этому уже сейчас 77% жителей Новой Москвы трудятся в пределах своих округов.  

Бизнес-центр NEOPOLIS. Фото: stroi.mos.ru
Бизнес-центр NEOPOLIS. Фото: stroi.mos.ru

Процесс создания рабочих мест набирает обороты. Благодаря реализуемым здесь масштабным деловым проектам ежегодно в ТиНАО появляются 10-12 тысяч новых вакансий. В планах у городских властей строительство технопарков – а это еще тысячи высокотехнологичных мест приложения труда. К 2020 году на присоединенных территориях будут работать 220 тысяч человек, а к 2035 году – уже миллион. 

Доступ к деловым объектам обеспечивает активно развивающаяся транспортная инфраструктура. За последние годы в Новой Москве было построено более 85 километров дорог, строится 140 километров, а проектируется – почти 100. 

Одним из главных транспортных проектов стала реконструкция Калужского шоссе. Не отвечавшая потребностям времени четырехполосная дорога была серьезно расширена, строители возвели новые развязки, боковые проезды, тоннели, эстакады, шумозащитные экраны и пешеходные переходы. Благодаря модернизации жители Новой Москвы могут быстро и комфортно добираться до МКАД. 

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Еще один крупный проект на присоединенных территориях – трасса Солнцево– Бутово – Видное. Она станет фактическим дублером юго-западного участка Московской кольцевой, соединив ТиНАО с городом Видное Московской области. Строительство планируется завершить уже в следующем году. 

Стремительными темпами в Новой Москве развивается и общественный транспорт. В 2016 году в ТиНАО пришло метро: открылись станции Сокольнической линии "Румянцево" и "Саларьево". А уже в конце этого – начале следующего года красная ветка будет продлена еще на четыре станции – до деревни Столбово. Конечной станцией старейшей линии Московского метрополитена станет "Новомосковская", которая откроется через 5-6 лет в непосредственной близости от района Южное Бутово.  

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Добираться в центр города жители ТиНАО смогут и по Калининско-Солнцевской линии. В июне состоялся технический пуск отрезка от "Раменок" до "Рассказовки". Для пассажирского движения участок будет открыт в ближайшие месяцы. В дальнейшем планируется продлить желтую ветку от "Рассказовки" вглубь Новой Москвы, до аэропорта Внуково. 

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

На присоединенные территории потянутся и две пока еще проектируемые линии. Одна из них пойдет от станции "Улица Новаторов" Большой кольцевой линии до Троицка. Другая начнется от другой станции БКЛ – "Кленовый бульвар" – и через районы "старой Москвы" Восточное и Западное Бирюлево придет в Щербинку.  

Вместе с дорогами и метро совершенствуется и наземный общественный транспорт. За последние два года в ТиНАО было создано 22 новых маршрута и 119 остановок. В ближайшее время будут запущены еще девять маршрутов. 

Скорость развития транспортной инфраструктуры Новой Москвы восхищает даже иностранных специалистов. Так, в ходе восьмого Московского урбанистического форума, прошедшего 17-22 июля, куратор проекта "Большой Париж", депутат Национального собрания Франции Морис Леруа подчеркнул, что даже столица Пятой республики не успевает за такими темпами. 

Создание транспортной системы Троицкого и Новомосковского округов по плану завершится к 2035 году. В Новой Москве будет 72 километра линий метро – 33 станции и четыре электродепо. Также будут реконструированы Киевское и Курское железнодорожные направления, появится обширная трамвайная сеть.  

Больших успехов Новая Москва достигла и в развитии социальной инфраструктуры. На присоединенных территориях активно строятся детские сады, школы, поликлиники. За прошедшие шесть лет здесь открылись 54 объекта социальной инфраструктуры, в этом году появится 21. А в 2019-2028 годах в ТиНАО построят еще 74 таких объекта. 

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Одним из знаковых социальных объектов является международная школа "Летово" в поселении Сосенское, которая распахнет свои двери для учащихся уже в этом году. "Летово" – это огромный комплекс на 1012 человек с учебными и спортивными корпусами, футбольными и теннисными полями, помещениями для практических занятий в области сельского хозяйства. Для детей созданы все необходимые условия для получения качественного образования. 

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Другой крупный объект – больница с родильным домом – строится в поселке Коммунарка. Комплекс площадью 159 тысяч квадратных метров станет первым многопрофильным стационаром для оказания специализированной медицинской помощи в Новой Москве. 

В стратегию развития Троицкого и Новомосковского округов заложено принципиальное условие – жилье должно появляться одновременно или после того, как построена транспортная и социальная инфраструктура, созданы рабочие места. С 2012 по 2018 годы введено 10,5 миллиона квадратных метров жилой недвижимостью. При этом основными ее покупателями являются люди, которые планируют не только жить, но и работать на присоединенных территориях.  

Фото: stroi.mos.ru
Фото: stroi.mos.ru

Новые районы в ТиНАО создаются в соответствии с современными градостроительными практиками и новейшими тенденциями в урбанизме. Квартальная застройка, благоустроенные дворы, разная этажность и стильная архитектура – все это привлекает в Новую Москву молодых, активных и целеустремленных людей. 

Новости